Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях процессов реформирования образования большое внимание уделяется личности профессионала, его особенностям и личностным характеристикам. В свете этих требований особую актуальность приобретают проблемы формирования социально-профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях.
Российское образование вступило в новый этап своего развития, связанный с переменами в социокультурной и производственной жизни общества, существенной трансформацией индивидуально-личностных идеалов, изменением ценностных ориентации подрастающих поколений.
Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического, культурного, нравственного развития современного общества, осуществляя подготовку взрослеющего человека к активной деятельности в сферах экономики, культуры, политической жизни социума, нравственного воспитания, научного анализа, информационного поиска, формируя духовно-нравственный, ценностный опыт личности.
Имеющие место в современной жизни факты нравственной деструкции гуманитарного знания, деперсонализации личности и дегуманизации межличностных отношений актуализируют проблему поиска ценностных приоритетов человеческого бытия, с особой силой показывают непреходящую значимость образовательного обретения каждым индивидом духовно-нравственных смыслов, формирования опыта продуктивной самореализации в усложняющемся мире социальных взаимодействий.
Особенно значимой выступает названная область образовательного развития личности в юношеском возрасте, в старших классах, когда актуализируется потребность в расширении сферы социального взаимодействия, возрастает интерес к средствам массовой коммуникации, приоритетную значимость обретает мировоззренческая проблематика поиска смысло-жизненных ориентиров индивидуального бытия.
В процессе профессиональной подготовки должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволили бы выпускникам вуза быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять.
Основными становятся способности самостоятельно думать, принимать непростые решения, свободно ориентироваться в потоке информации, используя для этого возможности современной техники и современных информационных технологий.
Приоритетной является ориентация образования не на приобретение студентами системы знаний, умений и навыков (ЗУНов), а на становление готовности и способности к решению разнообразных задач во взаимодействии с окружающим социальным миром [3, 12].
Важнейшим результатом образования является усвоенный личностью социальный опыт, необходимый для жизни в обществе – индивидуальный синтез запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений, навыков, способов общения, мышления и деятельности, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок.
Современных студентов характеризует недостаточность социального опыта, навыков поведения в обществе. Это препятствует их эффективному ценностному самоопределению, формированию в процессе образования системы универсальных учебных действий, становлению способностей к конструктивным совместным действиям и пр.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
1.1.Определение понятия «социальный опыт»
На индивидуальном уровне социальный опыт понимается как результат действий человека, активного взаимодействия с окружающим миром, субъективного переживания и осмысления окружающей действительности.
Опираясь на имеющийся социальный опыт, а также на присущие ему ценностные ориентации, интересы, потребности человек интерпретирует происходящее и соответственно реагирует на него. Именно поэтому социальный опыт - "приобретение" индивидуальное, его невозможно передать другому или получить от другого человека [3].
Социальный опыт рассматривается как важная составляющая процесса социализации, позволяющая человеку активно сосуществовать в обществе, с одной стороны, удовлетворяя собственные потребности жизнедеятельности, с другой — оказывая определенное влияние на свое окружение.
Как педагогическое явление социализация включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
• коммуникативный, который предполагает всё разнообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения;
• познавательный, который предполагает освоение определённого круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщённых образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется в ситуациях самообразования, когда ребёнок ищет и усваивает информацию по собственной инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить своё представление о мире;
• поведенческий, который понимается как обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, усваиваемые ребёнком: от навыков гигиены, бытового поведения до умения в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общекультурного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества;
• ценностный, который представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребёнка к ценностям общества. Человек, включаясь в жизнь общества, должен понять значение предметов, социальных явлений и событий, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом, "присвоить" их.
В процессе социализации накопление социального опыта обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами. Первый предполагает освоение и приобретение ценностных ориентации в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравственных норм и эталонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство этого в своем поведении и отношениях с другими. В ходе реализации второго процесса происходит освоение социально и жизненно значимых способов действий с предметами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства. Это проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности.
Их сумма и представляет собой социальный опыт, который на каждой возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека, то есть социальный опыт — это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, сложившийся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его жизнедеятельности.
Б.Г.Ананьев понимает феномен социализации как процесс приобщения индивида к социальному опыту в пространстве межличностного взаимодействия. При этом взрослеющий человек усваивает социальный опыт, становясь субъектом деятельности, и формируется как личность, становясь субъектом отношений [8]. Человеческий опыт многообразен.
1.2.Структура социального опыта
Представленная В.И. Молчановым [5] типология основных видов опыта исходит из первичного опыта сознания индивида. Каждый из типов опыта имеет свое собственное «априори», которое понимается не как нечто «доопытное», по Канту, но представляет собой основу, своеобразную ценностную «сердцевину» индивидуального опыта, связанную с пониманием представлением времени.
Кроме того, каждая типология опыта структурируется в сопоставительном конструкте «различие-синтез-идентификация».
1. Первичный опыт сознания (Apriori distinctionis); формирование смысла; время – поток различий.
2. Многообразный опыт сознания (модусы сознания): априори смысла; ориентация на смысловые связи; доминирование различий; время – внутреннее времясознание.
3. Опыт суждения-воли: синтетическое априори, ориентация на причинные и причинно-функциональные связи; доминирование синтеза; время – посредник отражения и конструирования; к основным видам этого опы та относят: опыт тела (инстинкты, ощущения, ориентации), опыт деятельности (хозяйство, управление, политика, образование), опыт нации (формы национального самосознания), опыт познания (фундаментальные и прикладные исследования, техническое творчество), опыт искусства.
4. Социальный опыт: априори стандарта; ориентация на функциональные связи; доминирование идентификации; время – стандарт функционирования социальных институтов; основные виды социального опыта: включение в социальную группу, принятие социальной роли, следование стереотипам (мода, языковые клише, формы образования); производство и потребление средств массовой информации и коммуникации и т.д.
5. Психологический («душевный») опыт: эмоциональное априори «любви, ненависти, интересов» (по Ф. Брентано); ориентация на эмоционально-смысловые связи; доминирование того или иного элемента полной структуры опыта зависит от «тяготения» психологического опыта или к опыту рефлексии (различие), или к опыту суждения воли (синтез), или к социальному опыту (идентификация); время – ритм ситуации; основные виды психологического опыта: любовь, ненависть, увлеченность (интерес), дружба, неприязнь, равнодушие, и т.д. и т.п.
6. Духовный опыт: априори трансценденции; ориентация на смысловые связи идеальных предметностей; различиесинтезидентификация; время –вечность; основные виды духовного опыта: нравственный, религиозный, эстетический, теоретический (опыт созерцания, например, природы).
7. Опыт бытия в семье: априори взаимной заботы; ориентация на преемственность смысловых связей, равновесие основных видов опыта; равновесие различия, синтеза, идентификации; время – связь поколений.
8. Опыт философии: априори рефлексии; ориентация на исследование смысловых связей между всеми типами, видами и подвидами опыта; доминирует различие, в частности в структурной триаде «различие-синтез-идентификация»; время – обобщенные временные характеристики различных типов опыта.
Основной составляющей социализации является овладение индивидом определенным уровнем социального опыта, позволяющим человеку активно сосуществовать в обществе, удовлетворяя личные потребности жизнедеятельности, с одной стороны и, в то же время, оказывая определенное влияние на свое окружение.
Таким образом, социальный опыт индивида представляет собой совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, сложившийся в результате взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром.
Ценностное обогащение социального опыта в процессе социализации может осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое из них предполагает формирование ценностных ориентаций в смыслах человеческой деятельности, в содержании духовно-нравственных норм и эталонов межличностного взаимодействия, становления культуросообразного отношения к себе и окружающему миру, поведенчески реализуемого в пространстве индивидуальной жизнедеятельности.
Второе направление ценностного обогащения социального опыта связывается с освоением социально и жизненно значимых способов действий с предметами, реализуемых в поступке, взаимодействии и деятельности. Формирующийся социальный опыт проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека на каждом возрастном этапе его развития.